Особенности нормативного регулирования рынка б/у труб, а также необходимость скорейшего принятия технических регламентов на строительные материалы, в том числе, вторичные, стали главными темами выступления заместителя директора Фонда развития трубной промышленности Виктора Височкина в ходе 11-й Общероссийской конференции «Региональная металлоторговля России».
В 2017 году ситуация на рынке б/у труб изменилась, напомнил Виктор Височкин: вступили в силу изменения новой нормативно-технической документации, как в сфере ЖКХ, так и в сфере строительства, а также новые требования природоохранного законодательства, позволяющие упорядочить ситуацию с оборотом б/у труб, резко сократив объемы их незаконного повторного использования, и вывести из тени значительную часть этого рынка.
В частности, Росприроднадзор отнес бывшие в употреблении стальные трубы к отходам IV класса опасности, и теперь для ведения любой деятельности по обращению с б/у трубами требуется наличие лицензии. В настоящий момент Росприроднадзор проводит масштабные мероприятия по проверке участников рынка б/у труб на предмет соблюдения природоохранного законодательства. По выявленным нарушениям ведется административное и уголовное делопроизводство.
Кроме того, в 2017 году вступили в силу изменения в 13 ти сводах правил, предусматривающие запрет на применение б/у труб в объектах строительства повышенного и нормального уровня ответственности: водоснабжения, канализации, газоснабжения, а также при возведении гидротехнических сооружений и стальных конструкций, подвергающихся воздействию постоянных нагрузок.
Виктор Височкин дополнительно отметил, что ФРТП не выступает за полный запрет использования б/у труб, но считает это необходимой мерой до момента окончания процесса разработки нормативных требований для вторичного использования труб. В этой связи, ФРТП поддерживает деятельность ЦНИИПСК им. Мельникова по разработке национального стандарта «Трубы стальные бывшие в употреблении для строительных конструкций. Технические условия». По мнению разработчиков, документ позволит установить четкие требования к качеству б/у труб для их повторного применения, в частности, обяжет реставраторов испытывать каждую трубу для получения достоверных данных о ее фактических свойствах, проводить радиационный контроль, а также выполнять обязательные требования законодательства об отходах.
Кроме того, в 2018 году была утверждена «Стратегии развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года», которая направлена на вовлечение отходов производства в хозяйственный оборот. В рамках реализации данной Стратегии предусмотрена разработка технических регламентов на вторичные строительные ресурсы, требования которых, по мнению ФРТП, должны распространяться и на б/у трубы.
Оборот б/у труб, которые часто реализуются на рынке под видом новых или с подделкой сопроводительной документации, по своей сути является фальсификацией трубной продукции, считают в ФРТП. В текущем году ФРТП продолжит работу по выводу рынка б/у труб в формируемое правовое поле, пресечению экологического демпинга со стороны реставраторов и борьбе с незаконным применением такой продукции в строительстве.
Еще одним примером незаконного оборота трубной продукции является производство и продажа труб большого диаметра из обечаек (трубы с кольцевым швом). Такие трубы могут производиться из листового металлопроката разных плавок и от разных производителей. При этом в процессе производства экспандирование, термообработка, гидравлические испытания и другие требования стандартов не проводятся, что является грубым нарушением технологии и оказывает существенное влияние на качество конечного продукта. Тем не менее, при продаже продукция сопровождается сертификатами на ГОСТ 10704, ГОСТ 10706 и ГОСТ 20295, которые, скорее всего, были оформлены без проведения необходимых испытаний. Анализ информации из открытых источников показал, что аккредитация большей части сертифицирующих органов, выдавших эти документы, была отозвана Росаккредитацией по фактам выявленных в их деятельности существенных нарушений, заявил Виктор Височкин.
Для качественного решения проблемы фальсификата металлопродукции, которая, в целом, касается всего рынка строительных материалов, необходимо ускорить принятие технического регламента ЕАЭС «О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий», подчеркнул Виктор Височкин. В этой связи в ФРТП полагают целесообразным поддержать инициативу Торгово-промышленной палаты РФ о разработке национального технического регламента «О безопасности строительных материалов и изделий» и его утверждение постановлением Правительства РФ уже в 2018 году.